Закон о защите прав потребителей регулирует правоотношения, возникающие между покупателями (потребителями) и продавцами – организациями и лицами – реализаторами товаров (а также изготовителями-лицами и организациями, производящие ту или иную продукцию/исполнителями-организациями и лицами, предоставляющими услуги или выполняющие работы).
Сразу же хотелось бы отметить, что цель принятия Закона о защите прав потребителей – усилить защиту прав и интересов наиболее слабой стороны договора купли-продажи, а именно потребителя. В свете этого этот закон устанавливает права и обязанности каждой из сторон договора купли-продажи, а также ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) при нарушении прав и законных интересов покупателя (потребителя), установленных законодательством.
Закон «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для их жизни, здоровья, имущества, а также окружающей среды. Кроме того, потребители имеют право на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), а также защиту их интересов, в том числе и судебную. Основным правам потребителей корреспондируют соответствующие обязанности продавца (изготовителя, исполнителя). На практике порой продавцы пренебрегают правами потребителей, в этом случае потерпевшему рекомендуется юридическая консультация по этой проблеме.
Закон отдельно регулирует защиту прав потребителя при продаже ему товара, отдельно – при выполнении работ (оказании услуг) исполнителем для потребителя. Последняя редакция была в 2009 году, однако эти изменения как были актуальны в 2010, так и в 2011 году все имеют юридическую силу.
Фактически закон защиты прав потребителей устанавливает специальные сроки, в течение которых потребитель, при нарушении его прав, выражающемся в непредоставлении информации (предоставлении неполной информации), продаже товара (услуги, работы) ненадлежащего качества, либо опасного при его использовании и т.д., может обратиться с правомерными требованиями и претензиями непосредственно к продавцу (изготовителю, исполнителю), а также в юрисдикционные органы. Эти претензии могут заключаться в требовании о предоставлении информации, замене товара ненадлежащего качества на товар надлежащего качества той же марки (бесплатно) либо товар иной марки (с учетом разницы в цене), ремонта товара ненадлежащего качества либо возмещения собственных затрат на его ремонт, либо возвращения уплаченных потребителем по договору купли-продажи сумм.
Кроме того, в случае причинения товаром (услугой, работой) вреда жизни, здоровью потребителя, его имуществу, окружающей среде, то причиненный вред возмещается продавцом (изготовителем, исполнителем) в полном объеме. Сверх выплаты компенсации вреда, подлежит уплате также неустойка по договору, пеня и штраф. Производителем (продавцом, исполнителем) возмещается как материальный, так и моральный вред, причиненный потребителю. Однако же по Закону о защите прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности, если он докажет, что неисполнение обязательства по договору купли-продажи с потребителем или его ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы или форс-мажора, а также вследствие нарушения самим потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).